Государственная регистрация прав на недвижимое имущество в современной России

Правомочия пользования, владения и распоряжения недвижимым имуществом может осуществляться на различных основаниях, например, на основании оформления права собственности, договора аренды или найма, права безвозмездного бессрочного пользования, права пожизненного наследуемого владения, возможны и иные основания. Однако если конкретное недвижимое имущество принадлежит данному владельцу, крайне важно осуществить правильное оформление собственности и получить документы, подтверждающие это право, поскольку именно они являются основанием для совершения любых действий с этим имуществом.

Общее содержание права собственности определяется главой 13 Гражданского кодекса Российской Федерации. Она, в частности, устанавливает, что собственнику, прошедшему надлежащую процедуру оформления собственности, принадлежит полный объем прав по владению, распоряжению и пользованию своим имуществом любым образом по своему усмотрению. При этом, однако, собственник несет все расходы и другие обязательства, связанные с содержанием этого имущества, риски его случайной утраты или гибели. Как устанавливает закон, часть этих рисков и обязательств можно переложить на третью сторону посредством заключения соответствующих договорных отношений, например с помощью договора страхования или договора доверительного управления имуществом.

Процедура юридического оформления органами государственной регистрации прав на недвижимое в общем виде заключается в удовлетворении заявления о включении (изменении) сведений в Едином Государственном Реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Свидетельства о праве собственности в РФ перестали выдавать в июле 2016г.

Отдельные аспекты подачи такого заявления могут существенно различаться в зависимости от обстоятельств, складывающихся в каждой конкретной ситуации оформления собственности на объект жилой недвижимости. Одним из таких аспектов является основание, на котором гражданин или организация собираются оформить собственность на недвижимость.

Так, в современной российской практике наиболее распространенными основаниями оформления собственности являются договор купли-продажи, договор дарения и договор приватизации. Кроме того, законом предусмотрены и другие основания перехода прав на объекты недвижимости от одного собственника к другому, например, в порядке наследования, по договору долевого участия, мены, передачи недвижимости в уставный капитал хозяйственного общества и прочие.

Основное различие в характере процедуры оформления собственности на недвижимое имущество – в зависимости от типа оснований возникновения такого права. В частности, речь идет о формировании пакета документов, предоставляемых в органы государственной регистрации. Стандартный перечень необходимых бумаг обыкновенно включает заявление о процедуре проведения государственной регистрации и документ, удостоверяющий личность заявителя: чаще всего в этом качестве используется паспорт, однако закон предусматривает и другие документы, которые применяются в этой ситуации. Кроме того, в пакет необходимо включить квитанцию об оплате государственной пошлины за процедуру регистрации. Технические документы на недвижимое имущество предоставлять не обязательно, т.к. сейчас в органы Росреестра входит как организация, осуществляющая государственную регистрацию, так и орган Кадастрового учета, которые имеют общую электронную базу всех объектов недвижимого имущества.

Еще одним обязательным компонентом пакета документов, подаваемых в органы государственной регистрации для оформления свидетельства о праве собственности на жилую недвижимость, является документ, свидетельствующий о возникновении такого права. Который называется документом-основанием. Именно он будет различаться в зависимости от того, какой юридически значимый факт является основанием его возникновения.

При осуществлении юридической процедуры регистрации могут понадобиться и другие сведения. Однако согласно действующему порядку работы органов, осуществляющих государственную регистрацию недвижимости, если такая информация находится в распоряжении других государственных или муниципальных органов, а также органов местного самоуправления, регистратор самостоятельно истребует нужные данные от этих органов. Тем не менее у заявителя остается право предоставить такие данные в регистрирующий орган по собственной инициативе.